Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы по пересказу рассказа Е.Чарушина "Лисята". НОД по чтению художественной литературы «Чарушин Е

Заряна Алексеева

Конспект НОД в средней группе

«Чтение художественной литературы:

рассказ Евгения Чарушина «Лисята».

МАДОУ – детский сад № 38 город Екатеринбург

Цель: Познакомить детей с новым произведением.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с новым рассказом, учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

Развивающие:

Расширять словарный запас (шустрые, ловкачи, беспокойные, голенище); формировать умение строить ответ полным предложением; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, в согласовании существительных с числительными; формировать умение составлять описательный рассказ;

Формировать знания детей об особенностях животного мира весной, признаков весны;

Формировать фонематический слух: определять первый звук в слове; развивать слуховое восприятие текста;

Развивать мышление: умение составлять из частей целое

Воспитательные:

Прививать любовь к произведениям художественной литературы. Воспитывать у детей желание участвовать в играх познавательной направленности; чуткое отношение к диким животным.

Образовательная область: Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.

Оборудование: разрезные картинки с изображением диких животных, картинки животных большие и маленькие, картинка со спрятанными животными, цифры от 1 до 5, мягкая игрушка лиса, рассказ «Лисята» презентация мультимедиа: портрет Евгения Чарушина, иллюстрации и книги автора.

Предварительная работа: беседа «Животные Урала», дидактические игры: «Кто у кого», «Кто где живет» «Что я загадал?», игры социально-игрового характера: Игра вольная «Лисонька», Игра творческого самоутверждения: «Представьте животное», Игра «Интервью»

1. Организация детей установка на предстоящую деятельность

психо-гимнастика.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Рябята, а какое сейчас время года? (весна)

А почему вы думаете, что весна? (ответы детей – признаки весны)

А давайте мы с вами совершим весеннюю прогулку. Если повезет, можем встретить много интересного. А вот куда мы отправимся, вам надо отгадать.

2. Работа в подгруппах .

Нам помогут картинки. Вот досада. Какой-то озорник разрезал картинки. Соберем? Посмотрим, что получится?

Возьмите каждый по одной части, подойдите к столу со цветом обратной стороны рисунка и вместе с другими ребятами соберите картинку. Соберите, но не называйте сразу, что у вас получится.

Организация микрогрупп с помощью разрезных картинок с разноцветной основой. (лиса-1, ель-2, сорока-3). Для каждого рисунка свой стол. Получится 3 группы, дети учатся работать сообща.

Игра «Угадай, что я загадал»

Ребята, не называйте, что у вас получилось, а расскажите нам про свою картинку, чтобы мы догадались.

(Называю ребенка с каждой подгруппы, который описывает свою картинку не называя ее)

У нас получились картинки – подсказки. Л-лиса, Е-ель, С-сорока. Какое слово можно составить из первых звуков?

Где можно встретить и лису, и ели и сороку? (в лесу)

Ну что, поедем в лес? На чем поедем? (называют транспортное средство, имитируем его движение)

(двигаемся к столам)

Тише. Мы приехали.

(На экране картинка березовой рощи)

Мы подъехали к лесу. Как он называется? (березовая роща, потому что растут только березы)

Нам надо в другой лес. (Меняется картинка на елочки)

Как называется лес, где растут только ели? (еловый бор)

Смотрите, здесь спрятались какие-то животные. (показываю картинку со спрятанными животными за деревьями)

Как вы догадались, какое животное спряталось за деревом?

А вы знаете, почему весной в лесу нельзя шуметь? (у птиц и зверей весной появляются маленькие детеныши)

Я уверена что вы их знаете. Давайте их, назовем

Игра: «Назови детеныша»

(Называю животное, дети называют детеныша)

Ребята, вы сейчас называли одного детеныша? Давайте назовем когда детенышей много. Я буду цифрой показывать сколько детенышей у вашего животного.

Игра: «Один много» .

У каждого ребенка одна картинка животного. Показываю цифру ребенку, он называет количество детенышей, согласуя числительное с существительным.

(У волчицы 4 волчонка, у медведицы 2 медвежонка, у ежихи 5 ежат, у лисицы 3 лисенка, у белки 2 бельчонка, у зайца 5 зайчат)

Физминутка.

Ой, медведи! Покажите, как они ходят

Стихотворение «Мишка косолапый по лесу идет…»

А сейчас медведи все еще спят? (нет уже проснулись)

А вот и рыжая красавица мелькнула в кустах, кто это?

Ребята, а давайте расскажем и покажем какая лисичка.

Игра вольная «Лисонька» Выполняют движения в соответствии с текстом. -

У лисицы острый нос

У нее пушистый хвост

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты

Лиса павою похаживает

Шубу пышную поглаживает

Я – охотница до птиц

Кур ловить я мастерица

Как увижу – подкрадусь

И тихонько затаюсь

После спрыгну и схвачу

Деткам в норку отнесу

И. Лопухина

(Дети возвращаются на свои места)

Знакомство с произведением Чарушина Е. И. «Лисята»

(Воспитатель выносит игрушку лисы)

Ребята, здравствуйте! Вы так много обо мне уже знаете, как хорошо вы про меня рассказали. Вы не видели моих деток? Ох уж эти озорники! Убежали

(На экране портрет Евгения Ивановича Чарушина)

Посмотрите, это портрет писателя Евгения Чарушина. Он очень любил природу, животных и написал много книг про них. Возможно он видел лисят и написал про них в своих рассказах. Давайте послушаем один из его рассказов. (на экране картинка лися та)

Как вы думаете, как называется рассказ, который мы сейчас прочитаем? (чтение «Лисята» Е. Чарушин)

Ребята, лисичка хочет записать с вами интервью, ответьте, пожалуйста, на ее вопросы.

Игра «Интервью» (дети учатся отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать беседу) :

Про кого говорится в этом рассказе? (В рассказе говорится о лисятах)

Какие были лисята? (Лисята были шустрые, беспокойные, ловкачи.)

Кого еще мы называем шустрыми?

Беспокойными?

Ловкачами?

Куда лисята однажды спрятались? (Однажды лисята залезли в сапог.)

Как охотник обнаружил лисят? (Он увидел, как из голенища торчит кончик хвоста)

Ребята как вы думаете, а куда еще могут спрятаться лисята?

Это нашей лисички лисята? Да (Нет)

Заключительная часть:

Ребята, как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали?

Кто его написал? (Евгений Иванович Чарушин).

Что вам понравилось в рассказе?

А наша прогулка понравилась?

О чем вы расскажете своим друзьям?

Нам лисичка подарила книги этого замечательного автора, так что мы можем открыть выставку его книг.

Посмотрите вот его книги. Он сам рисовал иллюстрации к своим рассказам. (рассматривание иллюстраций)

А вот и рассказ «Лисята»

Ну что же, ребята и нам пора обратно. Садимся снова на свой транспорт и возвращаемся (сделав круг возвращаются за стол).

Вы можете сейчас самостоятельно рассмотреть книги, а потом мы выставим их на выставку.

Пересказ

рассказа Е.И. Чарушина «Лисята»

Цель: - формировать способность сосредоточенно слушать текст;

Пересказывать его по опорным схемам (плану);

Грамматически правильно строить фразы;

Анализировать собственную речь;

Делать выводы.

Материал: иллюстрации для создания образа природы (лиса, заяц, волк, дятел, синица, воробей, солнце); иллюстрация для моделирования ситуации рассказа: лисята, кровать, человек, занавеска, шкаф, комод, 2 сапога (стоит и лежит); хвост из сапога, схемы для описания зверят: ■ – окраска, □ – шерсть, ▲ – хвост, ☺ - портрет настроения «радость».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! В этот морозный, солнечный день я приглашаю вас на прогулку. Хотите?!

Ответы детей:

Воспитатель: А вот куда узнаете сами! (подходим к иллюстрациям о природе: лиса, заяц, волк, деревья, солнце). Посмотрите, красиво!

Ответы детей: Красиво.

Воспитатель: Кого вы здесь увидели?

Ответы детей: Лису, зайца, птиц и т.д.

Воспитатель: Это вещи?

Ответы детей:

Воспитатель: Как можно назвать это, одним словом?

Ответы детей: Лес.

Воспитатель: Лес, птицы, звери, солнце, деревья – это что?

Ответы детей: Природа.

Воспитатель: Я думаю, что природа может нам с вами рассказать много интересного.

Детскому писателю Евгению Ивановичу Чарушину природа и рассказала что-то, а вот о чем? Хотите услышать:

Ответы детей: Хотим.

Воспитатель: Послушайте! (читаю рассказ). Мне рассказ понравился. А вам?

Ответы детей: Понравился.

Воспитатель: О ком в нем говорится?

Ответы детей: О лисятах.

Воспитатель: Писатель Чарушин так и назван рассказ «Лисята». Что они делали днем? (обозначить условно: кровать, под ней лисята).

Ответы детей: Спали под кроватью.

Воспитатель: А ночью, что делали? (обозначить условно: приятель).

Ответы детей: Бегали.

Воспитатель: Е.И. Чарушин рассказывает, что лисята так разыграются, что бегают по моему приятелю, как по полу. Раз! И лисёнок где? (сигнал: занавеска).

Ответы детей: На занавеске.

Воспитатель: Взберется до самого верха. Два! И он где? (сигнал: шкаф)

Ответы детей: На шкафу.

Воспитатель: На высоком шкафу (ставлю сигнал: комод). А сейчас?

Ответы детей: На комоде.

Воспитатель: Вот оба таскают друг друга за шиворот. Как играли лисята: (показываю сигналы по очереди).

Вместе с детьми: (сигнал: приятель) Бегают по моему приятелю как по полу. Раз! Взберется лисенок на занавеску (сигнал: занавеска), (сигнал: шкаф) Два! – он уже на высоком шкафу, (сигнал: комод) А они на комоде, таскают друг друга. Так они поднимали возню, шалили. Запомните эти слова: поднимали возню, шалили.

Воспитатель: Как то пришел охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать… (показ на сигнал: кровать). Заглянул под кровать. Есть лисята?

Татьяна Пырлик
Пересказ рассказа Чарушина Е. «Лисята»

СТАРШАЯ ГРУППА.

Пересказ рассказа Е . Чарушина «Лисята » .

ЦЕЛЬ :

1. Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов;

2. Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы) ;

3. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

4. Учить пользоваться восклицательной интонацией.

Ход занятия

I. Предлагаю детям послушать рассказ Е . Чарушина «Лисята » . После чтения задаю вопросы :

Про кого говорится к этом рассказе ? (Про лисят .)

Какие были лисята ? Как называет их автор? (Шустрые, беспокойные, ловкачи.)

Как играли лисята ? (Влезали на занавеску; залезали в шкаф.)

Куда лисята однажды спрятались ? (Залезли в сапог.)

Как охотник обнаружил лисят ?

Чем заканчиваем рассказ ?

Воспитатель снова читает рассказ , затем предлагает детям пересказать его . Вызвать для пересказа по два ребенка . Дети договариваются, кто начнет рассказывать , кто продолжит. Отвечают три пары.

После двух пересказов воспитатель спрашивает всех, как дети рассказывали , использовали ли авторские слова и выражения.

II. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё ниже, ниже.

III. Лисята- это чьи детёныши ? Лиса- это какое животное? Дикое или домашнее? Каких ещё диких животных вы знаете? Почему их называют дикими?

IV. Игра «У кого кто?»

У лисы – лисята , у волка- волчата, у зайца- зайчата и т. д.

V. Игра «Назови ласково» . Лиса-лисичка, заяц-зайчик и т. д.

VI. Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Хвост лисы. Чей хвост? Лисий.

Уши зайца. Чьи уши?

Зубы волка. Чьи зубы?

Шкура медведя. Чья шкура?

Иголки ежа. Чьи иголки?

Зубы бобра. Чьи зубы?

Следы зайца. Чьи следы?

Запасы белки. Чьи запасы?

Шуба лисы. Чья шуба?

Когти медведя. Чьи когти?

Нос волка. Чей нос?

Нора барсука. Чья нора?

Дупло белки. Чьё дупло?

Хвост белки. Чей хвост?

VII. Какой рассказ мы сегодня пересказывали ? Что нового мы узнали о лисятах ? Кто написал этот рассказ ?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 40 «Радуга» г. Саров 607188, Нижегородская обл., г. Саров,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж» Цель: развитие монологической речи детей. Образовательные задачи: 1. Учить детей внимательно слушать рассказ. 2. Учить отвечать на вопросы.

Конспект занятия «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Спор животных». Цели: коррекционно-образовательные: формировать навык связного последовательного.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе, пересказ рассказа «Лиса и рак» Пересказ рассказа «Лиса и рак» Интеграция образовательных областей. Познание,Коммуникация,Чтение художественной литературы, социализация.

НОД по развитию речи «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей пересказывать литературный текст. Задачи: активизировать словарь. Развивать фонематический слух. Приобщать к художественной.

Конспект НОД в подготовительной группе «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Дрозды» Цель: Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи: 1. Формирование связной монологической.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение " Детский сад №12"

г. Усинка, республика Коми.

Конспект урока на тему

«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

подготовила воспитатель Славенкова Елена Владимировна

г. Усинск 2014

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умения детей выразительно, передавать литературный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога.

2. Закреплять умения придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы) ;

3. Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

1. Развивать интерес к речевым занятиям.

2. Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Здоровьесберегающие:

1. Следить за осанкой детей

Предварительная работа : Беседа о диких животных.

Активизация словаря: шустрые, приятель, охотничий сапог, перевертывается, ловкачи.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, листы для акварели, краски, заготовленные лисьи следы, ватман, клей.

Ход НОД.

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, где уже подготовлен материал к совместной деятельности.

Психо-гимнастика.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

На полу наклеены лисьи следы.

Воспитатель. Ребята, интересно кто оставил эти следы?

Дети называют животных, которых знают.

- Давайте посмотрим куда же ведут они.

Воспитатель вместе с детьми идут по следам.

На экране фрагмент м\ф "Лисёнок Вук"(реж. Аттила Даргаи,1981г.)

Воспитатель. А вот и наши друзья лисички. Давайте послушаем, что они нам хотят рассказать.

Лисы рассказывают от том, что у них родились чудесные детки-лисята. Они такие проказники. И предлагают ребятам вместе с воспитателем прочитать книгу Е. Чарушина "Лисята" и рассказать о них своим родителям. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Е. Чарушина "Лисята".

Воспитатель. Давайте присядем на стульчики и внимательно послушаем рассказ.

После чтения задает вопросы:

1. Про кого говорится в этом рассказе? (Про лисят.)

2. Какие были лисята? Как называет их автор? (Шустрые, беспокойные, ловкачи.)

3. Как играли лисята? (Влезали на занавеску; залезали в шкаф.)

4. Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог.)

5. Как охотник обнаружил лисят?

6. Чем заканчивается рассказ?

Физминутка «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).

Воспитатель. А сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ.

Пересказ.

Ребята, а сейчас давайте попробуем пересказать этот рассказ.

(Начинает один ребёнок, затем продолжает другой).

Анализ пересказа.

Ребята, вам понравилось как пересказали?

Использовали ребята слова, выражения автора?

Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)

Придумывание загадок.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её… (Лиса).

Правильно, лиса.

Ребята, давайте вспомним, какая бывает лиса? (хитрая, рыжая, пушистая…)

Какие у неё повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

Правильно, а сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки о лисе.

- Ребята, а где живут лисята и другие животные.

Ответы детей. В лесу, в норе и тд.

А давайте нарисуем лес где живут наши лисята. Каждый из вас нарисует одно дерево, а после того как вы закончите мы сделаем из ваших деревьев лес.

Воспитатель. Ну, а прежде чем приступить к работе давайте разомнем наши пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз – два – три – четыре – пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого) .

Это кто у нас шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите! (Шепотом) .

Утро ясное придет,

Солнце ясное взойдет, (Погромче)

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать. (Громко) .

Просыпайся, детвора!

В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями) .

Воспитатель предлагает сесть за столы и приступить к работе.

По окончанию работы дети приклеивают свои деревья на заранее заготовленный лист ватмана(А1).

Воспитатель. Молодцы, ребята! Какой чудесный лес у нас получился! Нашим лисятам там будет там очень хорошо.

Рефлексия.

Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

Какой рассказ мы сегодня читали?

Список использованной литературы

1. П.П. Дзюба. Практическая опилка воспитателя детского сада. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007г.

2. Чарушин Е.И. Тюпа, Томка и сорока."Книги "Искателя", 2002г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://trived.ucoz.ru/news/fizminutka_pro_lisu_

3. http://joyreactor.cc/new/29463

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста и творческим родителям.
Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО г. Алдан РС(Я)
Цель: обучение самостоятельному пересказу литературного произведения; расширение и систематизация знаний о диких животных.
Задачи:
учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;
формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
учить пользоваться различной эмоционально-окрашенной интонацией;
обобщить знания о диких животных леса;
воспитывать сострадание к представителям животного мира.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Игра «Мамы и детёныши»
Описание игры
Воспитатель произносит слово, дети подбирают к нему пару. (У лисицы- лисёнок, у зайчихи – зайчонок, у медведицы – медвежонок, у волчицы – волчонок, у коровы –телёнок, у белки – бельчонок)
По окончании игры создаётся проблемная ситуация.
Воспитатель:
-Назовите лишнюю пару слов. (Корова - телёнок)
-Почему? (Потому что это домашние животные, а остальные – дикие.)
2.Объявление темы.
-Вы догадались, о каких животных будем говорить на занятии? (О диких животных)
Выявление зоны ближайшего развития (ЗБР)
-Что Вам известно о диких животных?
Выслушиваются ответы детей.
Основная часть.
3.Знакомство с автором.
Рассматривание портрета, выставки книг Е.Чарушина
Воспитатель:
-Ребята, Евгений Чарушин – это писатель, который написал очень много рассказов для детей о животных. Все иллюстрации к своим произведениям автор рисовал сам.
4.Знакомство с художественным произведением Е.Чарушина
-Итак, сейчас я познакомлю вас с рассказом «Лисята». Прошу слушать внимательно, так как вам предстоит пересказ.
5.Первичное чтение.
«Лисята» Автор Е.Чарушин
У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них. Эти лисята были настоящие ловкачи.
Раз! – и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха. Два! – он уже на высоком шкафу.
А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать. Заглянул на шкаф – на шкафу нет. Отодвинул комод – и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался. Видит – охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился на бок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое? Подскочил сапог поближе. Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.
Вот какие ловкачи!
6.Вопросы по содержанию.
-О каких диких животных идёт речь в рассказе? (О лисятах).
-Как Вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.)
-Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали.)
-Что значит ловкачи? (Это подвижные, ловкие живые существа.)
-Как играли лисята? (Лисята бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф.)
-Какое происшествие произошло однажды? (Лисята потерялись.)
-Почему художник испугался? (Он не мог понять, куда исчезли лисята. А испугался он, потому что сапог вдруг "ожил".)
-Как отыскались лисята?
7.Физминутка
Лисонька по лесу шла, (ходьба на месте)
Хвостиком снежок мела, (подражание помахиванию хвостом)
А когда проголодалась, (поглаживание живота)
За добычею помчалась (бег на месте) .
8.Повторное чтение.
- А сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ.
9.Пересказ.
-Ребята, а теперь попробуйте пересказать это произведение. (Один ребёнок начинает пересказ, другой - продолжает).
10.Пальчиковая гимнастика
Шли лисята по дорожке, (пальцы имитируют ходьбу по тыльной стороне ладони )
И увидели серёжки, (массируют мочки ушей)
Не золотые, новые, (продолжают массировать мочки ушей, отрицательно крутя головой)
А легкие, ольховые (разводят в стороны руки, ладонями кверху) .
Воспитатель:
-Какие серёжки называют ольховыми?
11.Анализ пересказа.
-Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?
12.Составление описательных рассказов о диких животных (упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.)
Дети составляют рассказы по картинкам самостоятельно. Выслушав воспитанников, целесообразно задать дополнительные вопросы.

Опишите внешность лисы.
-Что вы можете сказать о повадках лисы? (Шустрая, хитрая, игривая)
-А если животных двое? (Шустрые, хитрые, игривые)

Какая бывает белка? (шустрая, рыжая, пушистая…)
-Чем питается белочка?
-Как она зимует?

Что вы можете рассказать о медведе?
-На картинке медведь изображён в зимнее время года.
-Возможно ли это? В каких случаях?

В чём особенность окраски зайца?
-С чем это связано?
-Почему у зайца раскосые глаза?

Что вы можете рассказать о волке?
-Почему его называют санитаром леса?

Опишите оленя.
-Почему он не проваливается в снег, несмотря на большой вес?
Подведение итога:
-Какие задания вы выполняли на сегодняшнем занятии?
-С каким автором познакомились?
-Какой рассказ мы сегодня читали и пересказывали?
-Чем отличаются дикие животные от домашних?
-Как следует относиться ко всем животным?