«Традиции русского народа». Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Для русской культуры и русского человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни, но за семидесятилетний период советской власти мы на своем опыте познали разрушительные последствия атеизма. В настоящее время общество пытается возродить утраченные ценности и традиции, происходит переосмысление значения духовности в воспитании подрастающего поколения. Самое первое, что необходимо сделать для создания системы духовно-нравственного воспитания в России, – это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры. Детские сады в нашей стране созданы для выполнения конкретных целей и поэтому должны выполнять социальный заказ. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на приобщении к Божественному огню Православия.
Проблема духовного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Православное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение такой системы воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании - восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

Пояснительная записка

В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В своем послании к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года В.В.Путин оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.

Об актуальности духовно - нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания; у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Сегодня все реже можно встретить семью, где не утеряна та духовность, та любовь и уважение традиций, которые были присущи поколениям лет 20-30 назад. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди, семья.

Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и нашего центра воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, обладающую позитивными ценностями и качествами. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию духовных ценностей России.

Проект «Творим добро» разработан в рамках деятельности отделения дневного пребывания Социально-реабилитационного центра несовершеннолетних «Алиса» города Прокопьевска. Его значимость обусловлена основными требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для реализации проекта в учреждении имеются все необходимые условия: налажены социально-партнерских связи с организациями и учреждениями города, предоставляется транспорт для осуществления поездок.

Отделение дневного пребывания оказывает помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Дети находятся на реабилитации в течение трех месяцев, что дает возможность охватить различные группы детей, как по возрасту, так и по территориальности города.

Проект духовно-нравственного воспитания включает следующие направления:

Формирование духовности воспитанников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

Воспитание патриотизма и гражданственности;

Эстетическое развитие детей;

Сотрудничество семьи и специалистов центра;

Обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.

В проекте духовно-нравственного воспитания детей «Творим добро» особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также организации творческой деятельности, которая способствует переключению энергии ребенка из деструктивного направления в конструктивное.

Цель проекта:

формирование у детей духовно-нравственных основ личности в процессе педагогически организованного взаимодействия с окружающей социальной средой.

Задачи:

1. Создать пространство, формирующее у детей уважение к истории и культу ре своей народа, страны, города.

2. Заложить у детей нравственные основы отношения к самому себе, к окружающим людям.

3. Вовлечь детей в творческую деятельность, формирующую эстетический вкус.

4. Повысить педагогический потенциал родителей как первых наставников ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

Ход реализации проекта

Реализация проекта «Творим добро» подразумевает деятельность по следующим направлениям:

1.Совместная деятельность социального педагога с семьёй.

Следует выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни своего ребенка. Для этого нужно привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: беседах, экскурсиях. В этих рамках вполне можно и нужно вести просвещение родителей воспитанников – объяснять им цель и смысл мероприятия, в котором они участвуют.

2. Социальное партнерство.

Духовно-нравственное воспитание детей осуществляются не только нашим учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие нашего центра и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни детей. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

Участие традиционных религиозных организаций с согласия детей и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений проекта духовно-нравственного воспитания;

Посещение музеев города (Краеведческий, при школах), культурно-выставочных центров, Драматического театра;

Проведение экскурсий по памятным местам города, виртуальных экскурсий по городу;

Встречи с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, ликвидаторами аварии на ЧАЭС, сотрудниками МЧС;

Работа воспитанников в творческих объединениях «Развивайка», «Рукодельница», «Природа и фантазия», «Изо-студия».

Также предусмотрены занятия с членами семей по вопросам семейных ценностей и развития духовности.

Основная работа, конечно, проводится внутри семьи. Поскольку влияние семьи на развитие ребенка, становление его ценностей составляет более 40%. Поэтому объясняем родителям, что в семье должно быть:

1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

2. Атмосфера искренности. Ребенок очень чутко воспринимает ложь и быстро впитывает это как норму поведения.

3. Разъяснение. Воздействие словом.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста лучше размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Воспитанники приобретут:

    представления о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

    положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному городу, родной стране.

Родители:

    сотрудничают в тесном контакте с нашим центром и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей;

    воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

    понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

    становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.

Продолжительность и участники проекта:

Проект составлен с учетом кратковременного пребывания детей в центре и разновозрастного состава.

Целевая группа, на которую ориентирован проект - это дети 6 – 15 лет

(воспитанники ОДП МКУ «СРЦН «Алиса» города Прокопьевска).

Количество - 90 человек (3 реабилитационных периода по 30 человек)

Срок реализации – 9 месяцев(1реабилитационный период 3 месяца).

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап

    Определение актуальности проекта.

    Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор диагностического материала.

    Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.

2. Основной этап

    Реализация содержания проекта.

    Отслеживание процессов, анализ состояния.

3. Заключительный этап

    Подготовка аналитического отчета.

    Обобщение и распространение опыта:

1.Организация фото- выставок, рисунков детей.

2.Создание и презентация проекта.

План проекта

Проект «Творим добро» включает в себя 5 блоков, каждый из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности.

Тематическое планирование

Название блока, задачи

Форма занятий

Сроки

реализации

примечание

«Я - гражданин своей страны»

Воспитывать чувства любви к своей стране, уважения к её защитникам, к людям, прославившим Россию, гордости за историческое прошлое русского государства, своего города.

    Беседы на темы: «Мы маленькие дети на большой планете», «Наша Родина - Россия», «Мой край», «Защитники нашей Родины», «Это наша Победа!».

    Экскурсии по памятным местам: посещение мемориала воинам ВОВ и памятника неизвестному солдату.

    Музейные уроки в краеведческом музее.

    Встречи с участниками военных действий, сотрудников героических профессий.

    Просмотр х/ф «Они сражались за Родину!»

Сентябрь

Октябрь, январь,

ноябрь, февраль,

Приложение 2Приложение 1

«Край, в котором ты живешь»

В оспитывать общую культуры, верность духовным традициям России.

Познакомить с историей и культурой родного края, города.

Познакомить с народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов Кемеровской области.

    Беседы на темы: «История возникновения Кемеровской области, города Прокопьевска», «Знакомство с символикой области, города», «Улицы и здания города», «Памятники нашего города», «Храмы нашего города», «Люди нашего города и края».

    Экскурсии по памятным местам города, виртуальные экскурсии по городу.

    Музейные уроки в Краеведческом музее.

    Посещение КВЦ «Вернисаж».

    Посещение драматического театра.

Приложение 2

«Моя семья – мой мир»

Познакомить детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье.

Воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.

    Беседы на темы: «Наша семья», «Папа, мама, я – дружная семья», «Проект «генеалогическое древо нашей семьи», «Умеем общаться в семье», «Подари маме дело и слово доброе».

    Семейный праздник «Будем беречь друг друга».

    Консультации с родителями.

Сентябрь

Октябрь, январь,

Приложение 3

«Православная культура»

Познакомить с историей православных праздников, традициями.

    Беседы с протоиреем Романом.

    Посещение Храма Святителя Николая.

    Просмотр видеоматериалов на библейские темы.

    Участие детей в праздниках: «Праздник Рождества Христова», «Праздник Масленицы», «Светлая Пасха Христова».

    Крещение детей в Церковном приходе Николая Святителя.

    Неделя добрых дел.

Приложение 4

«Талантливые мы»

Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях.

Формировать

    Беседы на темы: «Этичные и неэтичные поступки, «Что такое
    хорошо и что такое плохо?», «Моральный облик человека. Клевета, ложь, сплетня», «Речь – зеркало души человека», «Культурная среда», «Честность – прежде всего».

    Участие детей в творческих объединениях

«Развивайка»; «Рукодельница»; «Природа и фантазия»; «Изо-студия».

2 раза в неделю

Приложение 5

Возможные риски и пути их преодоления

Риски при реализации проекта

Способы преодоления

Нарушение договоров с соц.партнерами

Соблюдение обязательств договора

Низкая заинтересованность родителей в реализации задач проекта

Индивидуальная работа с родителями, привлечение к проведению мероприятий.

Мониторинг:

Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга. Помимо этого учитывается активность участия детей в различных видах деятельности.

Первичная диагностика:

Психологи отделения дневного пребывания провели диагностику уровня взаимодействия детей и родителей в семье, а так же уровня эмоционально-волевой сферы воспитанников и выявили, что уровень развития эмоциональной сферы: низкий у – 52% опрошенных.

Уровень взаимоотношений в семье: низкий у - 80%(ребята не могут и не умеют общаться с родителями, родители в свою очередь, остаются «глухими» к своим детям.

На основании данных диагностики- можно сделать выводы:

1.Ребята не интересуются окружающим их социумом. Не испытывают потребности в эмоциональном саморазвитии.

2. Уровень детско-родительских отношений в семьях низкий. Члены семьи не испытывают потребности в общении, не умеют организовывать совместный досуг.

3. Усилить работу, направленную на приобщение детей и их родителей к совместной деятельности и развитию духовно-нравственной сферы.

Промежуточная диагностика:

1.У детей и их родителей появился интерес к краю, городу, в котором они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках, несколько семей самостоятельно посетили Зенковский парк, театр.Воспитывается гордость за свою малую родину, желание приносить пользу обществу.

2.У детей проявляется интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье. Воспитывается любовь, уважение и милосердное отношения к ближним, формируется умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.

3. Ребята учатся соблюдать православные праздники и следовать православным традициям.

4. Воспитываются ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях. Формируется интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.

Бюджет:

Статья 340, приобретение ГСМ за счет областных субвенций

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. конфликтов и т.п. Все это говорит о духовном дефиците человечества. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности возникшей темы работы.

Детство - уникальный период человеческой жизни . То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

Наша задача, т.е. задача педагогов ДОУ – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.

Формулирование проблемы, на решение которой направлен проект.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение, будет потеряна система преемственности поколений. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость изучения, осмысления основ культуры, быта родного края, родного поселка, механизмов передачи его грядущим поколениям, а также в воспитании у дошкольников уважения к культуре общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром.

Предполагаемое сотрудничество по реализации проекта:

МОУ СОШ №15

ЦДО «ЛИРА»

Национальная библиотека Республики Коми

Библиотека пгт.В.Максаковка

ГБУ РК Национальный музей Республики Коми

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на основе

православной культуры »

Сроки осуществления проекта: 2015-2016гг.

с.Александровка, 2015г.

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование

твердой и свободной воли.

Н.И.Пирогов

Паспорт проекта

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»

Корякова Татьяна Дмитриевна - воспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка»

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

  1. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

Проект рассчитан на реализацию в течение 1 года (2015-2016г.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

Этапы реализации проекта:

  1. Предпроектный (подготовительный)- 2015 г. (август - сентябрь)
  2. Диагностический - 2015 г. (октябрь - декабрь)
  3. Организационный - 2016г. (январь-февраль)
  4. Практический - 2015-2016гг.
  5. Итогово-аналитический - 2016(2 полугодие)

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  1. Целевые группы проекта

Педагоги, воспитанники, родители

Актуальность

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая) , что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Мною предлагается:

Познакомить детей с культурой Православия;

Развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

Возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

Упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

Способствовать всестороннему развитию личности.

Цель воспитания:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

Задачи:

  1. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  2. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  3. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
  4. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
  5. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  6. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  7. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  8. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  9. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
  10. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
  11. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

  • показа сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
  • наблюдений;
  • экскурсий;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания и отгадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей о своих впечатлениях;
  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)
  • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.

Создавая проект, я не рискнула полагаться только на собственные познания, не стала изобретать нечто кардинально новое, а обратилась к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим консультантом, первым слушателем и гостем стал священник отец Николай Денисенко.

Цель проекта - содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребенка с окружающими людьми и миром. В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие дошкольника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.

Проект: долгосрочный (рассчитан на 3 года)

Для работы с детьми 6-7 лет я разработала перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» на 2015 - 2016 учебный год

№ п/п

Срок проведения

Предполагаемый

результат

Результат

Методическая работа

Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию

Собрать православную литературу

Собрана православная литература для детей и взрослых

Составление плана работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год

План работы утвержден на заседании пед.коллектива детского сада

Встречи педагогов с настоятелем храма святого благоверного Александра Невского с отцом Николаем

В течение года

Встреча с настоятелем храма в 2012 году

Состоялась одна встреча в ноябре 2015года

Оформление уголка «Православная культура России»

Оформлен православный уголок

Муниципальный конкурс «Новое в образовании»

Составлен образовательный проект

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства с православными праздниками»

Выступление на педагогическом совете

Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

В течении года

Оформить фотоальбом

Частично собран материал для фотоальбома

Муниципальный конкурс «Фестиваль методических идей»

Принять участие в конкурсе

Работа с детьми

Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану

В течение года

Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений

Разработка сценариев тематических занятий, праздников.

В течение года

Разработать конспекты сценариев, занятий

Разработаны конспекты занятий, сценариев на Рождество и Покров

Диагностическое обследование детей

Сентябрь, май

Заполнение нормативных карт 2 раза в год

Заполнена нормативная карта в сентябре 2015г.

Проведение праздников:

Рождество

Сретенье

Вербное воскресенье

В течении года

Подготовка праздничных мероприятий

Проведены праздничные мероприятия на Покров и Рождество

Проведение тематических бесед

В течение года

Проводятся регулярно

Изготовление поделок для праздников

В течение года

Изготовить поделки к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями

Изготовлены поделки на Рождество (подсвечники)

Проведение конкурса рисунков

октябрь, апрель

Провести конкурс «Христос воскрес»

Проведен конкурс «Мать-покров»

Работа с родителями

Анкетирование родителей

Октябрь, апрель

Провести анкетирование

Проведено анкетирование

Проведение родительских собраний в группе

Октябрь, май

Провести родительское собрание на тему «Подведение итогов духовно-нравственного воспитания дошкольников »

Проведено собрание на тему «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»

Консультирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания

В течение года

Ежемесячная сменяемость печатных консультаций для родителей

Посещение храма святого благоверного Александра Невского родителями и детьми

2 раза в год

Посещение храма в ноябре 2015г.

Состоялось одно посещение

Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

(август - сентябрь)

  1. Подготовка документации по проекту.

(октябрь - декабрь)

  1. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.
  2. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.

(январь-февраль)

  1. Создание нормативно-правовой базы проекта.
  2. Изучение имеющихся нормативно-правовых актов.
  3. Утверждение проекта «Духовно-нравственное воспитание детей»

Реализация основных мероприятий

V. Итогово-аналитический

(2 полугодие)

  1. Анализ и обобщение результатов проекта;
  2. Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников

В проекте выделены несколько направлений работы:

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения). 2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы). 3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки). 4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Самостоятельная деятельность детей:

Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

Беседы, беседы-обсуждения;

Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);

Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;

Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

Устойчивость навыков поведения;

Сформированность основ ценностных сфер личности;

Стабильность психического развития;

Целостность восприятия мира;

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир. В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Светлана Сычева
Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач имеет семья. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей. Задача является главной задачей семейного воспитания . В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно -нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим , добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

В статье 18 Закона РФ «Об образования» говорится : «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 сентября 2013года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В направлении познавательного развития предполагает развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентации духовно -нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоции, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально- культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

Приоритетной для формирования основ нравственности является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейными традициями и обычаями. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение заповедей, национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

И в настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания . Впервые разработана Концепция православного дошкольного образования, созданы авторские программы, сформулированы основные положения методики , разработаны пути педагогического просвещения родителей и педагогов в вопросах развития и воспитания меленьких детей .

Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что сотрудничество с семьей, требует новых форм, а подчас и обновления содержания сотрудничества. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников .

Творческая группа педагогов, для решения стандарта составила план проекта духовно-нравственного воспитания дошкольников , в котором определены цель работы по данному направлению :

1. Сохранение духовно - нравственного здоровья детей (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов) .

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Взаимодействие с семьями организуется в нескольких направлениях.

Определила цели и задачи проекта :

1.. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры) .

4. Сохранение духовно -нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры

Просветительное направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно -нравственного развития и воспитания детей . Тематика встреч посвящена духовно – нравственным основам уклада жизни семья, годовому кругу праздников в жизни семьи.

Предлагаемый проект включает циклы мероприятий :

«Мир вокруг нас» ; «Дерево добра» ; «Край, в котором ты живешь» ; «История в архитектурных памятниках» ; «О чем поет колокол?» ; «Православная Россия в лицах» ; «Православная культура» ; «Хозяева и хозяюшки» .

Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, придумали герб девиз, составляли родословную своей фамилии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов :

Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

Семья – хранительница духовных , национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Молодые родители узнают, что в дошкольный период, важно показать ребенку нравственные образцы как эталоны при этом взрослый как это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку «ты плохой» , а сам являет норму нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками прием использование посредственного сказочного образа или пример из жизни Святых.

Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства : презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поиске сайтов. Поэтому мы начали в детском саду создание аудио - и видеотеки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.

Организация взаимодействия с семьей предполагает обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания, проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей.

Дети всегда ждут с нетерпением праздников, на которые приглашаются родители. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей.

Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса с настоятелем церкви. На подобных встречах раскрывается сущность православного воспитания и православной культуры, повышается духовно -нравственный потенциал. Происходит знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей . Заключен договор с епархией о сотрудничестве и будет проводиться факультатив с этого учебного года.

Не менее значительными являются такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр. Имеет возможность реализовать такие социально-педагогические проекты «Семейный круг» и «Читающая семья» .

В духовном воспитании ребенка - одно из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции. Общее дело объединяет. С особой любовью,дети вместе с родителями изготовляли белые цветы к акции «Белый цветок» . эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка.

В ДОУ для родителей и воспитанников организован уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал :

Литература для детей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы : «беседы с батюшкой» ,

» Святые таинства», «Сказания и былины» и т. д.

Демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

Игры по духовно-нравственному воспитанию ;

Иллюстрации, календари, альбомы «Храмы» , «Православные святые» ;

Памятки и консультации по темам» Правила поведения в храме» ,

» Православные праздники зимой» и др. ;

Выставки работ детей и родителей;

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса дало положительные результаты. Повысился духовно -нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников , возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка , родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно -нравственное развитие детей.

Понятие духовно-нравственного воспитания

Ответим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно - нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.

Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка : во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим миром.

Известно, что основной духовно- нравственного воспитания являются духовная культура той среды , в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие – в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания . Тот дух, который царит в семье и в детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги- люди. Составляющие ближайшее социальное окружение ребенка,- оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.